Как предупредить утомление и создать условия для успешного обучения
ЧЕРЕДОВАТЬ РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ И ОТДЫХА.
Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижен. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый материал, давать контрольные работы. Как правило, к концу недели, четверти появляются начальные признаки утомления. В это время крайне важно чередовать разные виды деятельности и отдыха, чтобы работоспособность организма могла восстанавливаться, превосходя исходный уровень.
ПРАВИЛЬНЫЙ УРОК.
В процессе занятий должны создаваться микропаузы, отводимые под физкультминутки или гимнастику для глаз. Учебная нагрузка, постепенно увеличивается в период опроса и должна достигать максимального уровня в середине урока, когда излагается новый материал. Нагрузка должна снижаться к концу урока, который используется для тренировочного закрепления материала и объяснения домашнего задания.
НЕ БОЛЕТЬ!
Очень важным условием является непрерывность учебного процесса. В выходные дни необходимо создать условия для активного отдыха, (занятия спортом, отдых на природе). При перерыве в занятиях более двух дней в случае болезни нарушается динамический стереотип, удлиняется период врабатывания при продолжении обучения. Кроме того, организм, ослабленный после болезни, с трудом может справиться с усвоением двойной нагрузки (пропущенного материала).
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.
Они должны задаваться с учетом их выполнения во 2-3 классах – не более 1,5 часа, в 4-5 классах не более 2 часов, в 6-8 классах не более 2, часа, в 9-11 классах не более 3,5 часа Рекомендуется после школы полтора- два часа отдохнуть. После выполнения домашнего задания по одному предмету (около 15-30 минут) рекомендуется переключиться на более легкий вид деятельности (2-3 минуты) – заполнить дневник, сложить книги. После подготовки 2-3 уроков – прерваться на 5-10 минут для отдыха.
ОСТОРОЖНО МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА!
Зрительные нагрузки, связанные с использованием мобильных устройств или так любимые детьми игры на компьютере не снимают возникшее утомление, а приводят к перенапряжению глазных мышц. Продолжительность непрерывного занятия для детей 6-10 лет не более 10мин., и 25 мин. для 11-17 лет. Для компьютерных «маньяков» есть особые программы серии «Релакс». Если вы не в силах оттащить ребёнка от компьютера, включайте такую подвижную заставку через каждые 20 минут работы – так детские глаза будут меньше уставать.
УРА, ПЕРЕМЕНКА!
Десяти минутная продолжительность перемен между уроками обязательна, но хватает ее перейти из класса в класс. Перемены по 15-20 минут рекомендуется использовать для посещения школьной столовой, прогулок на свежем воздухе, организации подвижных игр.
ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ в течение дня различаются по своему назначению. Цель утренней 20-30 минутной прогулки по дороге в школу – снять сонливость, повысить возбудимость клеток коры большого мозга к началу уроков. Первая дневная прогулка после окончания занятий в школе (до обеда) имеет целью снять утомление после относительной неподвижности, дать физическую разрядку. Часто эта прогулка используется для «спортивного часа». Вторая дневная прогулка 1-1,5 часа после обеда обеспечивает высокую работоспособность к началу приготовления домашних заданий. Вечерняя прогулка после ужина перед сном длительностью 20-30 минут снимает утомление, уравновешивает нервные процессы и наиболее удобна для общения детей с родителями.
Помощник врача-гигиениста С.Ф. Слука