Продукты питания: изучаем этикетку

В магазине мы часто обращаем внимание только на броские фразы на лицевой стороне упаковки, вес продукта и цену. А все, что написано мелким шрифтом, не читаем, потому что это долго и сложно. Но чтение этикеток — дело практики.

Зачем читать продуктовые этикетки

Чтобы быть здоровым. Еда — один из главных факторов, которые влияют на продолжительность и качество жизни. Прочитав этикетку, вы можете выбрать более здоровые продукты.

Чтобы сэкономить. Раскрученный продукт почти всегда стоит дороже невзрачного аналога, и только состав помогает понять, что внутри упаковки одно и то же. А еще чтение этикеток защищает от ненужных трат. Чтение этикеток помогает устоять перед импульсивными покупками.

Как читать продуктовую этикетку

На этикетке может быть много информации, но не вся она важна. Ниже — пункты, на которые стоит обращать внимание.

Упаковка с любым продуктом обычно содержит эти шесть пунктов: 1 — наименование, 2 — состав, 3 — срок годности, 4 — пищевая ценность, 5 — информация об упаковке, 6 — масса. Исключением могут стать бакалея или фрукты с овощами и орехами, продаваемые на развес.

Наименование продукта

Важно не путать название товара и наименование продукта. Обычно название товара используют в маркетинговых целях — оно не всегда отражает состав и идею товара. Броские названия на упаковке могут быть любыми, их задача — привлечь покупателя. А вот наименование продукта — это обязательное поле этикетки, которое регулируется техническим регламентом Таможенного союза.

Состав

Если после наименования продукта вы не передумали его покупать, то обратите внимание на состав. Он помогает понять, что на самом деле вы съедите или выпьете. Ингредиенты в составе продукта перечислены в порядке удельного веса. Чем ближе к началу списка ингредиент, тем его больше в продукте. Не все слова в составе могут быть понятны — это нормально. Поэтому чем короче состав, тем меньше шансов съесть то, что вы не планировали.

Срок годности и условия хранения

Теперь убедимся в безопасности продукта: надо проверить срок годности и условия хранения. Это обязательная информация, она всегда должна быть на упаковке.

«После вскрытия упаковки хранить в прохладном темном месте» — это условия хранения. Если условия хранения для вскрытого продукта другие, их отдельно указывают на упаковке.

Для каждой категории товаров срок годности свой. Но помните, что если употребить продукт по истечении срока годности, можно отравиться.

Иногда на товаре пишут срок хранения после открытия упаковки или разморозки продукта. Например, «годен 6 месяцев, после открытия хранить в течение трех суток». Тогда срок годности истекает через трое суток с момента открытия.

Наименование, состав и срок годности — главные критерии, которые определяют, есть ли у продукта шанс попасть к нам в корзину. Если любой из этих трех критериев вас не устроил — ищите аналог. Он всегда есть, просто может лежать на соседней полке или в соседнем магазине.

Пищевая ценность

Пищевая ценность — это количество энергии и питательных веществ, которые даст вам продукт. Выбирать продукт только по количеству калорий неправильно. Мы рискуем исключить полезную еду из рациона. Пищевая ценность помогает сравнить два аналогичных продукта из одной группы. Еще важно помнить, что чаще всего пищевая ценность и калорийность указывается на вес 100 г. Надпись «100 ккал» может ввести в заблуждение, потому что это в порции, а не в пачке.

Масса или вес

Масса или вес — разные понятия только в физике. В пищевой промышленности они означают одно и то же. Масса или вес продукта ни на что особенно не влияют. Однако при одинаковых ценах и составе выгоднее брать продукт, которого больше. Вес товара могут указывать с жидкостью, входящей в состав, и без нее. Масса нетто — это масса без упаковки, брутто — с упаковкой.

Врач-гигиенист

(заведующий отдела гигиены)                                                       А.И.Стефанюк

BelarusianChinese (Simplified)EnglishRussian