15 марта Всемирный день защиты прав потребителей

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей или Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления американского президента Джона Ф. Кеннеди (John F Kennedy) в Конгрессе США в 1962 году.

Впервые День защиты прав потребителей был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат и с тех пор проводится ежегодно. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая утверждается Всемирной организацией союзов потребителей.

В 2024 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г).

9 января 2002 года был принят Закон Республики Беларусь №90-3 «О защите прав потребителей».

В соответствии с настоящим Законом любой потребитель имеет право на:
— просвещение в области защиты прав потребителей;
— информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
— безопасность товаров (работ, услуг);
— свободный выбор товаров (работ, услуг);
— надлежащее качество товаров (работ, услуг);
— возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
— государственную защиту своих прав;
— общественную защиту своих прав;
— обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь;
— создание общественных объединений потребителей.

Все мы являемся потребителями и каждый день приобретаем продукты питания, которые должны быть качественными и безопасными.

Маркировка пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Евразийского экономического союза.  Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей. При этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товара: удостоверение о качестве и безопасности, сертификат соответствия либо декларация о соответствии.

Выбор продуктов — важный фактор, который влияет на самочувствие и качество жизни человека, поэтому изготовитель пищевой продукции, продавец, упаковщик обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевой продукции, обеспечивающую возможность ее правильного выбора.

При покупке изделий легкой промышленности, особенно детского ассортимента, следует отдавать предпочтение натуральным материалам, так как длительное ношение синтетических тканей, как правило, способствует нарушению теплового обмена организма (развитие потливости), аллергенности, накоплению статического электричества (приводит к утомляемости организма).

Права потребителей — под защитой закона! И только тот, кто знает свои права, может считаться грамотным потребителем.

Врач-гигиенист  (заведующий отдела)                  А.И.Стефанюк

BelarusianChinese (Simplified)EnglishRussian